Блок упора У-1 – сборный прямоугольный железобетонный блок, повсеместно используемый в дорожном строительстве, предназначенный для укрепления откосов насыпей и выемок. Железобетонные упоры применяются совместно с плитами укрепления откосов, они обеспечивают устойчивость плит укрепления на откосе и продление срока службы автодорог. Блоком упора он называется потому, что лежит в основании, в которое упираются решетчатые сборные конструкции или плиты укрепления участка откоса с уклоном круче 1:3. А также несущая конструкция блоков упора У-1 предназначена для компенсации сдвигающих усилий, которые возникают в поверхностных слоях грунта откосов, а также силовых воздействий паводковых и поверхностных вод.
Бетонный блок углубляется в основание укрепляемого откоса, а затем вверх по склону монтируется укрепительная стена состоящая из плит укрепления подходящего типоразмера. Подобный блок упора широко используется и в других сооружениях – является элементом укрепления мостов, водоотводов и водопропускных труб, конусов, кюветов.
Нормы и стандарты производства блока упора бетонного содержит выпуск 1 Серия 3.503.9-78. Блок упора выпускается в виде параллелепипеда со скошенной передней гранью. Блоки упора У-1 производятся традиционным методом вибролитья. Высота такого высокопрочного изделия составляет 500 мм, ширина – 400 мм, длина блока – 1000 мм. Срез одной из верхних сторон и является будущим местом стыковки плит укрепления. Благодаря своей конструкции блоки упора позволяют создавать аккуратную геометрию откосов, хорошо вписываясь в любую инфраструктуру.
Серия 3.503.9-78 предписывает выпускать сборный бетонный упор из тяжелого бетона плотностью 2200-2500 кг/м3 прочностью на сжатие В15.
Класс бетона по морозостойкости и водонепроницаемости упора диктуется каждым конкретным проектом отдельно, но, как правило, он лежит в пределах F200-F300. Водонепроницаемость бетона всех дорожных элементов, которым предстоит непосредственно контактировать с осадками и агрессивными веществами, высокого класса W6. Для блоков упора, которые эксплуатируются в агрессивных химических средах, предназначается особая подготовка бетона и специальные защитные покрытия.
Выполнять свою несущую функцию блокам упора помогает качественное армирование сталью классов A-I, A-II , A-III и проволокой B-I. Каркас состоит из трех сеток, соединенных прямыми стержнями. Перед залитием изделия все металлические детали блока обрабатываются от коррозии.
Вес упора У.1 - 475 кг обеспечивает устойчивость укрепления на откосе и удержать грунт и плиты укрепления. Легкость подъема блока упора обеспечивают монтажные петли.
Маркировка изделия
Каждому блоку присвоено собственное условное обозначение – марка. Она традиционно состоит из цифробуквенных обозначений. Где в первой группе наименование изделия, его типоразмер и основная геометрическая характеристика.
Таким образом – ( 1000 х 400 х 500 мм), где:
- У – блок упора;
- Цифра – типоразмер.
Масса и марка, а также дата выпуска блока указывается на его боковой стороне.
Контроль качества изделия
Только ответственно выполненные блоки долгие годы могут полноценно служить укрепляющим откосы и водоотводы элементом. Для того, чтобы до потребителя доходили только кондиционные изделия проводится сплошной контроль партии блоков упора. Во время такого осмотра отбраковываются изделия с не запроектированными обнажениями арматуры и широкими трещинами.
Важен также вид ЖБИ-блоков, который должен соответствовать высокому классу дорожных объектов. Блокам, эксплуатируемым в водной среде, надлежит иметь высокое качество бетонной поверхности. Раковин, наплывов и сколов глубиной более сантиметра на поверхности изделия 40 см2 может быть не более 5 штук.
Согласно серии 3.503.9-78 отклонения от габаритных размеров железобетонных блоков У-1 не должны превышать 8 мм по длине, 5 мм по толщине и 0,001 от наибольшего размера по прямолинейности.
Трещины и обнажения арматуры в блоках упора не допускаются, исключением являются усадочные трещинки не более 0, 1 мм шириной и 20 мм длиной.
Приемо-сдаточные испытания, которые являются еще одной степенью контроля дорожных элементов проходят по показателям:
- прочности бетона (класс бетона по прочности на сжатие, отпускная прочность);
- соответствия арматурных и закладных изделий;
- прочности сварных соединений;
- толщины защитного слоя бетона до арматуры;
- точности геометрических параметров;
- качества бетонных поверхностей;
- наличие монтажных петель.
Партия блоков упора сопровождается техническим паспортом, который удостоверяет качество изделий. В этом документе указываются следующие параметры:
- количество железобетонных изделий;
- дата изготовления;
- марка бетона по морозостойкости и водонепроницаемости;
- марка бетона по прочности и его средняя плотность;
- отпускную прочность бетона и фактическую отпускную плотность бетона.
Транспортировка и хранение
Блоки упора настоятельно рекомендуется хранить в штабелях, которые рассортированы по маркам и партиям и плотно уложены друг с другом. Серия 3.503.9-78 ограничивает высоту стопки железобетонных блоков 2,5 метрами; между изделиями в районе монтажных петель укладываются деревянные прокладки.
Транспортировка блоков для фундамента возможна только при надежном закреплении, дабы предотвратить их смешивание и возможное повреждение. Количество блоков при транспортировке зависит от грузоподъемности транспортного средства.